Подвижной состав / Тепловозы, мотовозы / Тепловозы серии ТУ2М и ТУ2МК

 Тепловозы серии ТУ2М и ТУ2МК

Несмотря на сходство названий, грузовые маневровые мотовозы серий ТУ2М и ТУ2МК колеи 750 мм не имели ничего общего с тепловозами серии ТУ2. Они изготавливались Камбарским машиностроительным заводом в 1960-1961 гг. В сумме было построено около 500 (по другим сведеньям - 600) машин. Эти мотовозы разрабатывались институтом Гипролесмаш для нужд лесной промышленности, как замена паровозу ВП4. Тележки ТУ2М(К) и рычажный привод тормозной системы были унифицированы с ТУ4. Муфта сцепления была от автомобиля ЯАЗ-210. Реверс-редуктор механический, переключение реверса ручное, передаточное число осевых редукторов - 3. Передача между осями шла с помощью дышел. Кузов мотовоза ТУ2М был двухкапотный, кабина отапливалась.
Из-за дышел тележки часто выходили из строя, поэтому завод, наладив производство осевых редукторов, изменил их конструкцию и со второго квартала 1961 г. начал производить ТУ2МК (с карданным приводом). ТУ2МК имел закругленную форму передней части капота и боковые крышки капота, а также использовал кабину ТУ4.

Последний известный мотовоз ТУ2М был разрезан на Волгоградской ДЖД в 1997 г. (ТУ2М-025). О судьбе ТУ2МК автору ничего не известно.

Параметры

Колесная формула: 2о-2о. Тележек две. Ведущих осей четыре. Служебная масса: 16 т.

Двигатель У2Д6, рядный, шестицилиндровый, 1500 об/мин., 150 л.с. Сила тяги при трогании до 4800 кг (сотовоз мог тянуть состав весом 200 т. на 15%-й подъем). Запас топлива 490 л, масла в системе дизеля - 70 л, воды - 50 л, песка - 200 кг. Конструкционная скорость 40 км/ч.

Диаметр колес по кругу катания 600 мм. Полная длина по сцепкам 8050 мм (ТУМ2МК -- 7684 мм). Ширина кузова 2063 мм. Высота мотовоза от УГР (уровня головки рельса) 2950 мм (ТУМ2МК -- 3050 мм). База тележки 1300 мм (ТУМ2МК -- 1200 мм). База шкворней 4400 мм (ТУМ2МК -- 4727 мм). Габарит мотовоза удовлетворяет ГОСТ 9720-61. Минимальный радиус проходимых кривых 30 м.

По крайней мере один ТУ2МК был выпущен с колеёй 900 мм (для шпалопропиточного завода в Гори).

Различия
Несмотря на существенное сходство, мотовозы ТУ2М и ТУ2МК внешне отличались друг от друга. ТУ2М имел горизонтальные жалюзи радиатора спереди и вертикальные - по бокам (ТУ2МК - наоборот). У ТУ2МК имелись два прожектора на капоте. Также отличалась форма скотоскрасывателя - у ТУ2М он был более угловатый.

Известные мотовозы этих серий
ТУ2М
024 Тарманское ТУ (списан)
025 ДЖД Волгоград (списан)
028 Тарманское ТУ (списан)
036 Брошнев (списан)
056 Тарманское ТУ (списан)
057 Тарманское ТУ (списан)
058 Иркутский машиностр. з-д (списан; 1960)
059 Иркутский машиностр. з-д (списан; 1960)
062 Брошнев (возможно, еще работает)
071 Широкореченское т/пр (списан)
074 Широкореченское т/пр (списан)
131 Исето-Аятское т/пр (списан)
135 Исето-Аятское т/пр (списан)
151 Тарманское ТУ (списан)

??? ДЖД Южно-Сахалинск (списан)
??? Берегово (списан до 1983 г.)
??? Уфалейский ЛПХ

ТУ2МК
016 КТУ Ярторф (списан)
072 Басьяновское т/пр (списан)
081 Карымка (списан)
082 т/пр Лосиное (списан)
084 т/пр Лосиное (списан)
090 Басьяновское т/пр (списан)
112 т/пр Монетное (списан)
115 т/пр Монетное (списан)
136 т/пр Лосиное (списан)
143 т/пр Лосиное (списан)
156 КТУ Ярторф (списан)
158 КТУ Ярторф (списан)
178 Брошнев (списан)
194 Карымка (списан)
260 т/пр Монетное (списан)
309 Дровяное (был в 1988 г.)

??? Уфалейский никельный з-д
??? Быстрица (списан; возможно, не один)
??? ШПЗ Гори


Литература
Частная переписка с Э. Алиевым
Частная переписка с В. Венделином
Частная переписка с И. Индрой
Частная переписка с П. Клаусом
Частная переписка с И. Некрасовым
Частная переписка с А. Фарковым
Бутылочкин М.И., "Узкоколейный тепловоз ТУ-2М колеи 750 мм"
Шевченко Ю.А., "Лесовозные ж.д. Справочник"

Последние статьи

Белорусский вокзал.
Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась дорога Московско-Смоленской...
Вокзалы .
Направления: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России и зарубежья: Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев...
История Московской железной дороги .
К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст...
© 05-07 «rail-way.ru», статистика от RAMBLER , Каталог ссылок
При использовании материалов сайта ссылка на rail-way.ru обязательна