Информация / Советы пассажирам / Как я «учился» на машиниста
- Зеленый проходной! - эта фраза звучит в кабине локомотива через каждые несколько минут. Здесь очень жарко: солнце «лупит» прямо в лобовое стекло, в уши бьет гул и грохот. Со скоростью 80 километров в час мы удаляемся от Караганды. Локомотивная бригада - машинист и его помощник - удивились журналистскому рвению: «Ехал бы лучше в прохладном купе!» Между делом меня посвящают в тайны вождения поездов. «Зеленый проходной» - означает разрешающий сигнал светофора, установленного прямо на перегоне, то есть вдали от станции. Светофор может гореть и красным. И тогда состав послушно замрет прямо посреди степи.
Вновь звучат знакомые слова: «Зеленый проходной!» По инструкции помощник предупреждает машиниста о переездах, сигналах светофора и различных препятствиях на пути. Командир экипажа и сам все это видит, ведь именно он ведет состав, но такова техника безопасности - лучше десять раз перестраховаться.
- Внимание, переезд!
- Переезд, - машинист дает понять, что опасный участок видит.
Командир не глядя нащупывает большую круглую кнопку слева от себя. Через несколько секунд нажимает. Вовремя! Не придется уши затыкать.
Этот хитрый прибор называется «Бдительность» . Через каждые несколько километров в кабине раздается пронзительный сигнал. Нажимаешь кнопку - выключается. Если немного потерпеть этот пронзительный визг и не нажимать кнопку, то через несколько секунд автоматически включатся тормоза и поезд остановится. Это страховка на тот случай, если с локомотивной бригадой что-то случится. Машинист Валерий Александрович Калашников, больше 20 лет отъездивший по этому маршруту, наизусть выучил, в каких местах включается сирена.
- Отвлекаюсь! - говорит помощник Дмитрий Голубович.
- Отвлекайся, - разрешает машинист.
Согласно инструкции помощник смотрит вперед так же внимательно, как и машинист. И заняться чем-нибудь другим может только с его разрешения. Сейчас он высунулся в окошко и внимательно смотрит назад. Через несколько секунд заканчивает наблюдение.
- Слева без замечаний.
Это, оказывается, обычная процедура - время от времени осматривать состав. Мало ли что…
- Всякое может случиться, - рассказывает Валерий Александрович.- Может быть, пассажир на подножке повис. Может, вагон загорелся. Был случай - пассажирка на полном ходу выскочила.
- Самоубийство?
- Нет, она жила на разъезде, который пассажирские поезда проскакивают без остановки. И женщина наладилась выпрыгивать прямо на ходу. Привыкла уже так до дому добираться. А тут на скорости 80 км ударилась о бетонный столб. Расшиблась насмерть.
- А стоп-кран пассажиры часто срывают?
- Хотелось бы, чтоб срывали реже! Обычно это случается при отходе от станции, когда кто-нибудь опаздывает. Бывает, что пассажиры садятся не на тот поезд и выясняют это только в пути. В таком случае мы тормозим на ближайшей станции, даже если остановки там нет.
- Отвлекаюсь! - на этот раз в окошко высунулся машинист. Помощник удвоил внимание.
Впереди показался встречный состав. Помощник подошел поближе к машинисту.
- Так положено, - объясняет мне Дмитрий Голубович. - Если встречный - товарняк, то в кабину запросто может влететь кусок руды или угля. Пассажирские поезда не менее опасны. Был случай, когда из вагона выкинули пустую бутылку из-под шампанского. Она вдребезги разнесла стекло локомотива встречного поезда. Осколками ранило помощника машиниста: ему потом пришлось лицо зашивать. В России недавно на полном ходу из вагонов товарняка посыпались бревна. И одно из них врезалось в стекло кабины встречного локомотива…
Мимо пролетает встречный поезд.
- Сорок четвертый, без замечаний, счастливого пути! - слышится из рации.
Мне поведали еще об одном правиле, принятом на железной дороге: при встрече поездов помощник с машинистом осматривают проносящийся мимо состав и сообщают его бригаде, если вдруг заметят что-то странное. Так же в обязательном порядке поступают и дежурные по разъездам, где поезда обычно не останавливаются.
- Валерий Александрович, а почему пассажирские поезда, которые имеют преимущество перед товарными, порой останавливаются на маленьких разъездах или в чистом поле буквально на несколько секунд, а потом двигаются дальше?
- Чаще всего это делается, чтобы высадить кого-нибудь из работников железной дороги. Путейцев, например. Они частенько добираются до места работы на «попутном» транспорте.
- Ну а если из-за этих остановок поезд будет идти с опозданием?
- Пассажирские поезда могут опаздывать в середине своего маршрута - из-за ограничения скорости на некоторых участках, ремонтных работ на путях, локомотивы, случается, ломаются… Но на конечную станцию пассажирские поезда обычно приходят минута в минуту.
- Потому что машинист прибавляет газку?
- Превышение скорости считается очень серьезным нарушением, на это не пойдет ни один машинист. А если учесть отнюдь не идеальное состояние путей на некоторых участках… Дело может закончиться крушением! Поэтому опоздание компенсируется сокращением времени стоянок в два-три раза. К тому же в расписании движения пассажирских поездов изначально заложен некоторый запас времени. То есть, если на каком-то перегоне состав задержался на десять минут, на следующую станцию он придет вовремя, даже без сокращения стоянок.
P.S. Имя и фамилия проводницы по ее просьбе изменены.
За что и в каком размере вас могут оштрафовать в казахстанских поездах?
В пресс-службе ОАО «Пассажирские перевозки» нам сообщили следующее:
- за курение в неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения налагается административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до одной трети месячного расчетного показателя (сейчас 1 МРП равен 919 тенге);
- выброс мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов, самовольное открытие наружных дверей во время движения поезда влечет предупреждение или штраф в размере до одной пятой месячного расчетного показателя;
- распитие спиртных напитков в купе, так же как и появление в пьяном виде влечет штраф до одного месячного расчетного показателя;
- самовольная без надобности остановка поезда (срыв стоп-крана) влечет штраф в размере до одного месячного расчетного показателя;
- если вы отказываетесь уплатить штраф, его могут взыскать на основании постановления суда;
- в случае отсутствия денежных средств для оплаты штрафа у пассажира, совершившего правонарушение, штраф может быть уплачен в течение тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу в добровольном порядке.
Последние статьи
- Белорусский вокзал.
- Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась дорога Московско-Смоленской...
- Вокзалы .
- Направления: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России и зарубежья: Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев...
- История Московской железной дороги .
- К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст...