Подвижной состав / Тепловозы, мотовозы / Узкоколейные мотовозы МД54-2, ТМУ61 и МД54-4
Узкоколейные мотовозы МД54-2, ТМУ61 и МД54-4
МД54-2
Всего с 1953 по 1962 г. Истьинским заводом выпущено 1817 двухосных мотовозов МД54-2. Первый опытный МД54-2 выпущен в 1952 г., второй - в 1953 г. (он имел изменённую тормозную систему из четырёх колодок). Официальное название МД54-2 закрепляется за ними лишь в 1957 г. Подавляющее большинство двухосных мотовозов имеет одинаковую или очень схожую конструкцию рамы, букс и других узлов экипажа. Кузов имеет очень разные формы. До 1957 г. МД54-2 не имели ничего общего с трактором ДТ-54.
Мотовозы МД54-4 предназначены для маневровой и хозяйственной работы. Опытный образец построен в 1957-58 г. Всего с 1960 по 1974 г. Истьинским заводом построено 5437 локомотива, а с 1960 по 1963 г. Калининским экскаваторным заводом - 1240 локомотивов. Колёсная формула 0-2-0+0-2-0 (две тележки по две оси).
Передача механическая пятиступенчатая. Кузов капотного типа. Предусмотрена площадка для перевозки грузов весом до 1 т. Оборудованы рычажным колодочным тормозом с пневматическим и ручным приводами.
Мощность дизеля 54 л.с. Марка дизеля Д54А-С3. Служебный вес 10,5 т. Нагрузка от оси на рельсы 2,6 т. Скорость при продолжительном режиме 13,68 км/ч. Сила тяги при продолжительном режиме 1,7 т.
Конструкционная скорость 13,68 км/ч. Колесная база тележки 1820 мм. Расстояние между шкворнями тележек секций 3800 мм. Диаметр движущих колёс 510 мм. Длина 4470 мм, по осям автосцепок - 6447 мм, ширина 1506 мм, высота (от головки рельсов) 2250 мм.
Минимальный радиус проходимых кривых 25 м. Габарит Ту. Запас топлива 210 кг, масла для дизеля и гидропередачи - 25+16 кг, воды - 40 кг, песка - 60 кг.
ТМУ61
Этот локомотив очень похож на МД54-2,4 (отличался типом дизельного двигателя). Всего с 1962 по 1964 г. Истьинским заводом выпущёно 190 локомотивов, а в 1963-64 гг. Губинским торфопредприятием - 309 тепловозов.
Известные мотовозы серии МД54-2
1666 Бускульский карьер (Челябинская обл.; 1961)
xxxx Лиелауце (ныне Ll-1101)
xxxx Гайворон
Известные мотовозы серии МД54-4
0032 Берегометский лесокомбинат (1960)
0036 Аятское т/пр
0044 т/з Стружаны (1960)
0088 Судайский ЛПХ (1961)
0102 т/пр Лосиное
0140 Тарманское ТУ
0157 Тарманское ТУ
0169 т/п Болонь (1961)
0177 т/п Олайне (без двигателя; КЭЗ/1960)
0180 Артёмовск (1963)
0195 т/пр Лосиное
0203 лесокомбинат 203 (Карелия; 1961)
0208 Тарманское ТУ
0213 Сухоноговское ТП (Костромская обл.; 1961)
0283 Песковский ЛПХ (1963)
0286 Тарманское ТУ
0295 Тарманское ТУ
0595 Исето-Аятское т/пр
0777 ваг. депо Мыйзакюла (разр. 1974; 1961)
0842 Лавассааре (#8; разр. 1974; 1964)
0861 Аятское т/пр
0911 Тарманское ТУ
0916 т/пр Лосиное
0929 Исето-Аятское т/пр
1228 Монетное т/пр
1540 Вареговское т/п
1547 Музей Талицы (1963; до 1999 - Вербилки)
1919 т/п Радвилишкис
1922 т/п Янкунай (только кабина)
1985 т/п Озоли
2470 М. Вишера
2774 т/п Зилайскалнс (ж. д. кран, нераб.; 1968)
2866 Яхрома (списан)
3077 т/п Баложи (был в 1990, сейчас нет; 1968)
3229 т/п Виляны (быв. т/п Стружаны; Истье/1969)
3380 Белый Ручей (списан)
3446 т/п Олайне (быв. т/п Кукас; Истье/1969)
3503 Лавассааре (#3; разр. 1982; 1969)
3856 т/п Янкунай (1970)
4284 Правенишкес (1971)
4545 Гряды (разрушен; возможно, раньше имел номер 287x)
4728 Музей Лавассааре (до 1985 - Лавассааре ж.д., #4; 1972)
4803 ВМФ Наиссааре (разр. 1990; был перестроен в ж.д. кран; 1972)
4836 Извара (снегоочист., 01/2002)
???? Коломыя (раб.)
???? Коломыя
???? Выгода
???? Воздвиженский стеклоз-д
???? Воздвиженский стеклоз-д
154003 Сколе (странный номер!)
Известные мотовозы серий ТМУ61
615 Иркутск (ИЗТМ; Ист/1964)
628 Иркутск (ИЗТМ; Ист/1964)
???? Уфалейский ЛПХ
???? Уфалейский ЛПХ
Источники и ресурсы
Крашенников Е.М. "Лесотранспортные машины", ГИЗ Карельской АССР, Петрозаводск, 1958 г.
Шевченко Ю. А. "Узкоколейный подвижной состав лесовозных дорог"
Т. Алтсбергс, личная переписка
Последние статьи
- Белорусский вокзал.
- Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась дорога Московско-Смоленской...
- Вокзалы .
- Направления: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России и зарубежья: Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев...
- История Московской железной дороги .
- К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст...