Подвижной состав / Тепловозы, мотовозы / Узкоколейные мотовозы МД54-2, ТМУ61 и МД54-4

 Узкоколейные мотовозы МД54-2, ТМУ61 и МД54-4


МД54-2
Всего с 1953 по 1962 г. Истьинским заводом выпущено 1817 двухосных мотовозов МД54-2. Первый опытный МД54-2 выпущен в 1952 г., второй - в 1953 г. (он имел изменённую тормозную систему из четырёх колодок). Официальное название МД54-2 закрепляется за ними лишь в 1957 г. Подавляющее большинство двухосных мотовозов имеет одинаковую или очень схожую конструкцию рамы, букс и других узлов экипажа. Кузов имеет очень разные формы. До 1957 г. МД54-2 не имели ничего общего с трактором ДТ-54.
 
Мотовозы МД54-4 предназначены для маневровой и хозяйственной работы. Опытный образец построен в 1957-58 г. Всего с 1960 по 1974 г. Истьинским заводом построено 5437 локомотива, а с 1960 по 1963 г. Калининским экскаваторным заводом - 1240 локомотивов. Колёсная формула 0-2-0+0-2-0 (две тележки по две оси).
Передача механическая пятиступенчатая. Кузов капотного типа. Предусмотрена площадка для перевозки грузов весом до 1 т. Оборудованы рычажным колодочным тормозом с пневматическим и ручным приводами.

Мощность дизеля 54 л.с. Марка дизеля Д54А-С3. Служебный вес 10,5 т. Нагрузка от оси на рельсы 2,6 т. Скорость при продолжительном режиме 13,68 км/ч. Сила тяги при продолжительном режиме 1,7 т.

Конструкционная скорость 13,68 км/ч. Колесная база тележки 1820 мм. Расстояние между шкворнями тележек секций 3800 мм. Диаметр движущих колёс 510 мм. Длина 4470 мм, по осям автосцепок - 6447 мм, ширина 1506 мм, высота (от головки рельсов) 2250 мм.

Минимальный радиус проходимых кривых 25 м. Габарит Ту. Запас топлива 210 кг, масла для дизеля и гидропередачи - 25+16 кг, воды - 40 кг, песка - 60 кг.

ТМУ61
Этот локомотив очень похож на МД54-2,4 (отличался типом дизельного двигателя). Всего с 1962 по 1964 г. Истьинским заводом выпущёно 190 локомотивов, а в 1963-64 гг. Губинским торфопредприятием - 309 тепловозов.

 

Известные мотовозы серии МД54-2
1666 Бускульский карьер (Челябинская обл.; 1961)
xxxx Лиелауце (ныне Ll-1101)
xxxx Гайворон

Известные мотовозы серии МД54-4
0032 Берегометский лесокомбинат (1960)
0036 Аятское т/пр
0044 т/з Стружаны (1960)
0088 Судайский ЛПХ (1961)
0102 т/пр Лосиное
0140 Тарманское ТУ
0157 Тарманское ТУ
0169 т/п Болонь (1961)
0177 т/п Олайне (без двигателя; КЭЗ/1960)
0180 Артёмовск (1963)
0195 т/пр Лосиное
0203 лесокомбинат 203 (Карелия; 1961)
0208 Тарманское ТУ
0213 Сухоноговское ТП (Костромская обл.; 1961)
0283 Песковский ЛПХ (1963)
0286 Тарманское ТУ
0295 Тарманское ТУ
0595 Исето-Аятское т/пр
0777 ваг. депо Мыйзакюла (разр. 1974; 1961)
0842 Лавассааре (#8; разр. 1974; 1964)
0861 Аятское т/пр
0911 Тарманское ТУ
0916 т/пр Лосиное
0929 Исето-Аятское т/пр
1228 Монетное т/пр
1540 Вареговское т/п
1547 Музей Талицы (1963; до 1999 - Вербилки)
1919 т/п Радвилишкис
1922 т/п Янкунай (только кабина)
1985 т/п Озоли
2470 М. Вишера
2774 т/п Зилайскалнс (ж. д. кран, нераб.; 1968)
2866 Яхрома (списан)
3077 т/п Баложи (был в 1990, сейчас нет; 1968)
3229 т/п Виляны (быв. т/п Стружаны; Истье/1969)
3380 Белый Ручей (списан)
3446 т/п Олайне (быв. т/п Кукас; Истье/1969)
3503 Лавассааре (#3; разр. 1982; 1969)
3856 т/п Янкунай (1970)
4284 Правенишкес (1971)
4545 Гряды (разрушен; возможно, раньше имел номер 287x)
4728 Музей Лавассааре (до 1985 - Лавассааре ж.д., #4; 1972)
4803 ВМФ Наиссааре (разр. 1990; был перестроен в ж.д. кран; 1972)
4836 Извара (снегоочист., 01/2002)

???? Коломыя (раб.)
???? Коломыя
???? Выгода
???? Воздвиженский стеклоз-д
???? Воздвиженский стеклоз-д
154003 Сколе (странный номер!)

Известные мотовозы серий ТМУ61
 615 Иркутск (ИЗТМ; Ист/1964)
 628 Иркутск (ИЗТМ; Ист/1964)
???? Уфалейский ЛПХ
???? Уфалейский ЛПХ


Источники и ресурсы
Крашенников Е.М. "Лесотранспортные машины", ГИЗ Карельской АССР, Петрозаводск, 1958 г.
Шевченко Ю. А. "Узкоколейный подвижной состав лесовозных дорог"
Т. Алтсбергс, личная переписка

Последние статьи

Белорусский вокзал.
Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась дорога Московско-Смоленской...
Вокзалы .
Направления: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России и зарубежья: Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев...
История Московской железной дороги .
К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст...
© 05-07 «rail-way.ru», статистика от RAMBLER , Каталог ссылок
При использовании материалов сайта ссылка на rail-way.ru обязательна