Подвижной состав / Тепловозы, мотовозы / Тепловозы серий ТУ1 и ТУ2
Тепловозы серий ТУ1 и ТУ2
ТУ1
Непосредственным предшественником магистрального тепловоза ТУ2 был опытный тепловоз ТУ1. Он был выпущен Калужским заводом в 1954 году в количестве двух экземпляров.
Тепловоз был оснащён электpической трансмиссией. На тепловозе были установлены четыре ТЭДа ДК806А последовательного возбуждения и дизель 1Д12 мощностью 300 л.с. Осевая фоpмула "2-2". Сцепной вес 32 т. (8 тонн на ось). Конструкционная скорость 50 км/ч.
После испытаний ТУ1-001 был передан в 1956 г. на Южно-Уральскую дорогу, а в 1957 г. - на Киевскую ДЖД, где и был разрезан осенью 1999 г.
ТУ1-002 работал по крайней мере в 1957 и в конце 1960-х гг на детской железной дороге в Ташкенте. О его существовании до недавниего времени было не известно.
ТУ2
Тепловозы серии ТУ2 колеи 750 мм изготавливались Калужским машиностроительным заводом в 1956-1959 гг. Всего было построено более 281 машина. ТУ2 -- грузопассажирский, односекционный, двухкабинный тепловоз с электропередачей.
Постройка ТУ2 была вызвана общим направлением развития транспорта, в частности, переходом на тепловозную тягу и освоением Целинных земель.
Испытания проходили на опытном кольце ЦНИИ МПС в Шатуре, просуществовавшем до 1972 года, а скоростные испытания -- в Прибалтике на участке около г. Пярну, где тепловозом ТУ2-140 была достигнута скорость 76 км/ч. Конструкция тележек и состояние путей не позволили разрешить его эксплуатацию на скоростях свыше 50 км/ч. Тепловозы ТУ2 и ТУ3 испытывались практически одновременно. О тепловозах ТУ2 впервые сообщила газета "Гудок" осенью 1955 года.
В конечном итоге достаточно много уцелевших ТУ2 (не менее 85 машин из 190 известных мне) осели на детских железных дорогах или хотя бы "прошли" через них.
Параметры
Колесная формула: 2о-2о. Тележек две. Ведущих осей четыре. Служебная масса: 32 т.
Двигатель 1Д12, четырехтактный без наддува, 12 цилиндров, V-образный, угол 60. Обороты 500-1560 об/мин. Расход топлива 60 кг/час, масла -- 3.6 кг/час. Давление масла в системе 6-9 атм. Мощность двигателя -- 300 л.с. Сила тяги при трогании до 8.500 кг, в продолжительном режиме -- 4.650 кг. Конструкционная скорость 50 км/ч, в продолжительном режиме -- 13 км/ч.
Запас топлива 700 кг, масла -- 120 кг, воды -- 185 кг, песка -- 200 кг.
Мощность главного генератора (МПТ-49/25-3) -- 195 кВт. Номинальное напряжение 450 В. Тяговые электродвигатели ДК-806А, 4 штуки, мощностью по 55 кВт.
Диаметр колес по кругу катания 900 мм. Полная длина по сцепкам 10.740 мм (длина кузова -- 9.904 мм). Ширина кузова 2.450 мм. Высота тепловоза от УГР (уровня головки рельса) 3.462 мм. База тележки 1.700 мм. База шкворней 5.000 мм. Минимальный радиус проходимых кривых 50 м.
Все тепловозы ТУ2 снабжались пишущими скоростомерами. На схемах внизу приведены внешний вид и разрез локомотива и внешний вид тележки и скоростомера (все иконки открываются!)
Модификации
Некоторые единицы ТУ2 были впоследствии существенно модифицированы. В частности, у ТУ2-244 в депо Засулаукс была модифицирована выхлопная система, а на крыше был установлен маслосборник, после чего тепловоз стал именоваться ТУ2М-244 (см. фото справа).
Также модификации подвергался ТУ2-125 с Харьковской ДЖД. На его базе был создан тепловоз ТЭУ3-001 (фото слева), который был впоследствии разрезан.
Литература
В. И. Сарин, В. А. Грибков, А. И. Иббе, "Узкоколейные тепловозы с электрической передачей ТУ2 и ТУ3", М., Транспорт, 1965
П. Кашин, "Целинный корабль", Локотранс, сентябрь 2002 г., стр. 15-17.
Д. Сутягин, веб-сайт
Последние статьи
- Белорусский вокзал.
- Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась дорога Московско-Смоленской...
- Вокзалы .
- Направления: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России и зарубежья: Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев...
- История Московской железной дороги .
- К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст...